Суббота, 20.04.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт школы №37 села Вагай

ЗОЖ

«Здоровьесберегающие технологии

в учебно- воспитательном процессе».

                                                                       

                                        «Здоровье – это ничто,

                                         но без него мы никто»

                                               Сократ.

 

        Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который получает человек от природы – это здоровье.  В послед

нее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей .Вопросы здоровьесбере-

жения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.

       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Учёными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Всё, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовётся не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.

      Например, учёные посчитали, что из 100 выпускников, родившихся в 2009году до 60 лет доживут только 40 человек.

     За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близо-

руких  детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4 до 12%, с нервно-психическими расстройствами с 5 до 16%.  C нарушениями  осанки с 2 до 17%.

    Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

     Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

  Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих  техноло гий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

   «Что может педагог?» - скажете вы. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Утрата интереса к обучению – есть своеобразный индикатор качества работы школы, учителя. Это недопустимо и задача педагога сформиро вать у учащихся универсальные учебные действия на основе формирования умения УЧИТЬСЯ и УЧИТЬ СЕБЯ.А также использовать в своей практике совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья.

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Руссо.

 

     Здоровье детей волнует меня как учителя начальных классов. Ребёнок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.

          На основе своего 30 летнего педагогического опыта работы в школе  я пришла к выводу, что хорошее здоровье – залог успешной учёбы .Поэтому в основу своей работы всегда ставлю изучение здоровья ребят при поступлении в школу.

 

       В 2008 – 2009 учебном году, набрав 1 класс, я тщательно изучила медицинские карты детей и предложила родителям написать характеристику о здоровье своего ребёнка.

       По итогам углублённого медицинского осмотра   учащихся   выявилось, что из 24 уча

щихся:

 

* хроническими заболеваниями болеют - 17 человек:

* сердечно-сосудистые – 1чел.

* бронхит – 1чел.

* туб.инфицированы – 2 чел.

* часто болеют простудными заболеваниями – 18 чел.

 

Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

 

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроке;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

 

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность?

 Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал «тихие» игры и дети стали само «послушание»! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед монитором компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.

      Ребёнок пришёл в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50%.Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы.

  Учёные считают, что  безусловно причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности.

 

В каждом маленьком ребёнке,

И в мальчишке и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся

Неизвестно отчего.

 

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям начальных классов.

Встаёт вопрос -  как помочь ребёнку быть физически развитым. Как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?

Я поставила перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей, разработав программу «Здоровье». В разработке программы я опиралась на технологии В.Ф.Базарного, В.И.Ковалько,  пособие Г.К.Зайцева, разработки  психотех

нических упражнений Н.В.Самоукиной, на детище нашей страны – Стрельниковская дыхательная гимнастика…

 

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно – оздоровительные мероприятия:

 

* Утренняя зарядка.     В начале каждого рабочего дня перед занятиями физорг класса проводит зарядку со стихотворным оформлением или музыкальным, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

 

* Игровые перемены.     Замечено,  что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены.

Переутомление у  школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические часы в 1 классе и динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетом начальных классов.

В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.

 

(Игра «А мы просо сеяли»)

 

Дети отдыхают не только физически, а получают ещё заряд положительных эмоций.

 

*Дни здоровья.         Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые

провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса.

Темы таких уроков : «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров!»,

«Всё имеет смысл, пока мы здоровы», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», праздник здорового питания, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие.

 

* Мини  - проекты на тему «Сохранение здоровья».    Уже со 2 класса решила заняться этой проблемой  - проектной деятельностью. В этом году составляем индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».

 

* Веду кружок с участием всех детей класса «Здравушка».      Дети  в течение года

собирают соответсвующий материал для портфолио: «Режим дня и здоровья», учащиеся  сравнивают свой распорядок дня  с днём своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья, готовят сообщения на темы: «Уход за зубами», «О вреде курения» и т.д .Уже подготовили презентацию на тему «Значение осанки для здоровья»( планируем выступить на конференции «Шаг в будущее»).

Одно из лучших средств, на мой взгляд, - пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях я широко использую:

 

  • консультации
  • деловые игры
  • тренинги
  • совместные спортивные праздники
  • Дни Здоровья
  • прогулки на природу

 

Особое внимание уделяется работе с ослабленными детьми и их родителями. Для них специально проводятся консультации с мед.работником школы, которая даёт родителям и детям советы по профилактике заболевания и способам его предупреждения.

 

Каждый классный руководитель хочет стать помощником и хорошим советчиком для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребёнка.

Пример: заболел мальчик коньюктивитом – я быстро ищу в Интернете все сведения и народные рецепты лечения этой болезни, созваниваюсь с родителями и передаю рецепты. Родители пользуются этими советами.

Варьируя формами проведения работы с родителями, стремлюсь,чтобы, уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители не только уносили искорку надежды, но и повод к раздумью.

И,конечно, приятно слышать от родителей, когда заболеет их ребёнок, как он со слезами просится в школу.

 

На классном родительском собрании ещё в 1 классе родители одобрили предложенную мною Программу и мы её назвали «Наша Тропинка Здоровья».

В классе оформлен и действует уголок» Здоровья», символ –« цветок здоровья», у него 5 лепестков:

Названия лепестков : мой организм, моё настроение, моё отношение к людям и окружающему миру, мои знания, мои увлечения.

Каждый лепесток имеет свой цвет и его значение :

Красный – мой организм ( цвет опасности,а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить на это внимание)

Жёлтый – моё настроение ( это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение

Зелёный – моё отношение к людям и окружающему нас миру, это цвет спокойствия и гармонии.

Синий – это знания.

Белый – творчество, т.к знания оказывают влияние на любую из этих сфер ученика.

 

 Наш «цветок» радуется, что никто в классе не болеет, на переменах не ссорятся, помога-

ют друг другу.

 

Изучение Программы предусматривает вовлечение родителей, которые помогают в классных и школьных мероприятиях, они знакомятся с основными принципами организа-

ции здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его настроение ,здоровье, трудоспособность и качество учебной деятельности.

 

  Проблема укрепления и сохранения здоровья, избежание усталости и переутомления натолкнула меня  - заказать родителям изготовить « конторку».

Таким образом, у учащихся появляется возможность несколько раз изменять позу и передвигаться по классу.

   Для улучшения кровообращения ног, стимулирования работы нервных окончаний стоп в классе проводится ежедневная утренняя зарядка с использованием «колючих» ковриков.

  Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей , сердечно-сосудистой системы я регулярно включаю дыхательную чудо-гимнастику А.Н.Стрельниковой, я её регулярно провожу перед первым уроком, когда в помещении ещё чистый воздух. Вдох носом – короткий, шумный, резкий, как укол. Выдох – ртом. Количество вдохов-выдохов минимум 16. Чтобы не сбиться со счёта -  про себя проговариваю считалку «Чижик-пыжик».

 

Для предотвращения зрительного утомления в моём арсенале достаточное количество упражнений Хорошо снимает напряжение таблица-тренажёр – схема со зрительными траекториями, которую можно рассматривать на любой стене или даже потолке. На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд

(влево, вправо. вниз, вверх, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмёрке»)

Каждая траектория имеет свой цвет. Детям говорю так: «Побежали глазками по синей дорожке, теперь в обратном направлении, сейчас побежим по зелёной,  теперь перебегаем на красную, бежим назад и т.д.

 

   Другим аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников – недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке.

От урока зависит -  будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

 Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромная роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

  • Здравствуйте, мои дорогие. Я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…
  • Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Приступим к делу.
  • Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас всё в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
  • Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, всё пройдёт. Наберите побольше воздуха, выдохните всё вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Всё будет хорошо!

 

 Конечно, кроме психологического словесного настроя, я ещё много чего учитываю:

какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры;

первый в понедельник или в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить.

Как правило, некоторые послабления и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

 

       Широко использую на уроке игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними;  театрализацию, что является прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.

 

   «Сиди и не вертись!» - кому не знакома эта фраза? Между тем 40 лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движение обеспечивает лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом.

 Этот пример подтверждает исключительную значимость физкультминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительное  внимание, работоспособность, не допускают утомления и усталости.

В моей картотеке их более двухсот, все они систематизированы:

* Оздоровительно – гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением  руки учителя глазами или послушать тишину.

 

* Танцевальные.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов.

* Физкультурно – спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённых групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

* Подражательные.

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т.д,. работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчёл. Эти физкультминутки помогают детям  переключиться и поднять настроение.

* Двигательно – речевые.

Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

* Оживлялки.

Представляют собой простые, интегративные, дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергический потенциал человека,

снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняют

ся не более 1 мин. во время урока.

 

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

 

* упражнения по формированию осанки

* укреплению зрения

* укрепления мышц рук

* отдых позвоночника

* упражнения для ног

* релаксационные упражнения для мимики лица

* потягивание

* массаж области груди, лица, рук, ног

* психогимнастика

* упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 

    Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются  в канву урока. Так, например, при формировании понятия  «однокоренные слова» я предлагаю во время физкультминутки следующее задание: « Я буду называть однокоренные слова к слову «дом», если я права, вы делаете наклон вперёд, если не права – наклон назад. Это позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

 

 

 Сейчас нужно стараться не отставать от времени и быть современным педагогом. Дети начальных классов не очень любят выполнять зарядку, вот и стараюсь привить у них интерес современными физкультминутками:

Дыр – дыр пулемёт

Выше крыши самолёт.

Бах! – артиллерия,

Скачет кавалерия.

Ура!!!

 

  Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

 

      Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Поэтому я стараюсь активно использовать компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны:

 

  • презентация
  • работа на интерактивной доске
  • тесты
  • мультимедийные программы

 

      Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменить темп и формы изучения материала – всё это делает компьютер незаменимым помощником учите

ля в деле снижения утомляемости учащихся. Задача учителя  - сохранить все преимущест

ва использования компьютерной техники, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует введение валеологической паузы.

   Часто применяю в своей практике игровые технологии. Широко использую нестандартные уроки:

* Уроки – игры

* Уроки – соревнования

* Уроки – конкурсы

* Уроки – экскурсии.

В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами соревнования благотворно влияют на здоровье, помогают вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по- разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

       Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно –воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущее поколение  будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

      Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 

 

 

    Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой  болезней. Поэтому я чётко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Я стараюсь выработать у каждого ученика устойчивую привычку- потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в  своей повседневной жизни.

Позиция «когда я здоров – это моё личное дело, а когда заболею, лечите меня доктора» - губительна. И я как педагог в ответе за здоровье наших детей.

 

 Хочется закончить своё выступление словами:

 

 «Самое прекрасное -  есть жизнь и всё красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья. Великое счастье – быть здоровым».

                                                          П.К.Иванов.      

           

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


на главную

 

 

 

 

 

                                                                                  

Меню
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Каталог правильных ссылок