«Здоровьесберегающие технологии
в учебно- воспитательном процессе».
«Здоровье – это ничто,
но без него мы никто»
Сократ.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который получает человек от природы – это здоровье. В послед
нее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей .Вопросы здоровьесбере-
жения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Учёными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Всё, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовётся не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.
Например, учёные посчитали, что из 100 выпускников, родившихся в 2009году до 60 лет доживут только 40 человек.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близо-
руких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4 до 12%, с нервно-психическими расстройствами с 5 до 16%. C нарушениями осанки с 2 до 17%.
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих техноло гий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
«Что может педагог?» - скажете вы. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Утрата интереса к обучению – есть своеобразный индикатор качества работы школы, учителя. Это недопустимо и задача педагога сформиро вать у учащихся универсальные учебные действия на основе формирования умения УЧИТЬСЯ и УЧИТЬ СЕБЯ.А также использовать в своей практике совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Руссо.
Здоровье детей волнует меня как учителя начальных классов. Ребёнок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.
На основе своего 30 летнего педагогического опыта работы в школе я пришла к выводу, что хорошее здоровье – залог успешной учёбы .Поэтому в основу своей работы всегда ставлю изучение здоровья ребят при поступлении в школу.
В 2008 – 2009 учебном году, набрав 1 класс, я тщательно изучила медицинские карты детей и предложила родителям написать характеристику о здоровье своего ребёнка.
По итогам углублённого медицинского осмотра учащихся выявилось, что из 24 уча
щихся:
* хроническими заболеваниями болеют - 17 человек:
* сердечно-сосудистые – 1чел.
* бронхит – 1чел.
* туб.инфицированы – 2 чел.
* часто болеют простудными заболеваниями – 18 чел.
Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроке;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность?
Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал «тихие» игры и дети стали само «послушание»! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед монитором компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.
Ребёнок пришёл в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50%.Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы.
Учёные считают, что безусловно причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности.
В каждом маленьком ребёнке,
И в мальчишке и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся
Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям начальных классов.
Встаёт вопрос - как помочь ребёнку быть физически развитым. Как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?
Я поставила перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей, разработав программу «Здоровье». В разработке программы я опиралась на технологии В.Ф.Базарного, В.И.Ковалько, пособие Г.К.Зайцева, разработки психотех
нических упражнений Н.В.Самоукиной, на детище нашей страны – Стрельниковская дыхательная гимнастика…
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно – оздоровительные мероприятия:
* Утренняя зарядка. В начале каждого рабочего дня перед занятиями физорг класса проводит зарядку со стихотворным оформлением или музыкальным, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
* Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены.
Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические часы в 1 классе и динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетом начальных классов.
В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.
(Игра «А мы просо сеяли»)
Дети отдыхают не только физически, а получают ещё заряд положительных эмоций.
*Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые
провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса.
Темы таких уроков : «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров!»,
«Всё имеет смысл, пока мы здоровы», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», праздник здорового питания, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие.
* Мини - проекты на тему «Сохранение здоровья». Уже со 2 класса решила заняться этой проблемой - проектной деятельностью. В этом году составляем индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».
* Веду кружок с участием всех детей класса «Здравушка». Дети в течение года
собирают соответсвующий материал для портфолио: «Режим дня и здоровья», учащиеся сравнивают свой распорядок дня с днём своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья, готовят сообщения на темы: «Уход за зубами», «О вреде курения» и т.д .Уже подготовили презентацию на тему «Значение осанки для здоровья»( планируем выступить на конференции «Шаг в будущее»).
Одно из лучших средств, на мой взгляд, - пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.
Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях я широко использую:
- консультации
- деловые игры
- тренинги
- совместные спортивные праздники
- Дни Здоровья
- прогулки на природу
Особое внимание уделяется работе с ослабленными детьми и их родителями. Для них специально проводятся консультации с мед.работником школы, которая даёт родителям и детям советы по профилактике заболевания и способам его предупреждения.
Каждый классный руководитель хочет стать помощником и хорошим советчиком для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребёнка.
Пример: заболел мальчик коньюктивитом – я быстро ищу в Интернете все сведения и народные рецепты лечения этой болезни, созваниваюсь с родителями и передаю рецепты. Родители пользуются этими советами.
Варьируя формами проведения работы с родителями, стремлюсь,чтобы, уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители не только уносили искорку надежды, но и повод к раздумью.
И,конечно, приятно слышать от родителей, когда заболеет их ребёнок, как он со слезами просится в школу.
На классном родительском собрании ещё в 1 классе родители одобрили предложенную мною Программу и мы её назвали «Наша Тропинка Здоровья».
В классе оформлен и действует уголок» Здоровья», символ –« цветок здоровья», у него 5 лепестков:
Названия лепестков : мой организм, моё настроение, моё отношение к людям и окружающему миру, мои знания, мои увлечения.
Каждый лепесток имеет свой цвет и его значение :
Красный – мой организм ( цвет опасности,а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить на это внимание)
Жёлтый – моё настроение ( это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение
Зелёный – моё отношение к людям и окружающему нас миру, это цвет спокойствия и гармонии.
Синий – это знания.
Белый – творчество, т.к знания оказывают влияние на любую из этих сфер ученика.
Наш «цветок» радуется, что никто в классе не болеет, на переменах не ссорятся, помога-
ют друг другу.
Изучение Программы предусматривает вовлечение родителей, которые помогают в классных и школьных мероприятиях, они знакомятся с основными принципами организа-
ции здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его настроение ,здоровье, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Проблема укрепления и сохранения здоровья, избежание усталости и переутомления натолкнула меня - заказать родителям изготовить « конторку».
Таким образом, у учащихся появляется возможность несколько раз изменять позу и передвигаться по классу.
Для улучшения кровообращения ног, стимулирования работы нервных окончаний стоп в классе проводится ежедневная утренняя зарядка с использованием «колючих» ковриков.
Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей , сердечно-сосудистой системы я регулярно включаю дыхательную чудо-гимнастику А.Н.Стрельниковой, я её регулярно провожу перед первым уроком, когда в помещении ещё чистый воздух. Вдох носом – короткий, шумный, резкий, как укол. Выдох – ртом. Количество вдохов-выдохов минимум 16. Чтобы не сбиться со счёта - про себя проговариваю считалку «Чижик-пыжик».
Для предотвращения зрительного утомления в моём арсенале достаточное количество упражнений Хорошо снимает напряжение таблица-тренажёр – схема со зрительными траекториями, которую можно рассматривать на любой стене или даже потолке. На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд
(влево, вправо. вниз, вверх, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмёрке»)
Каждая траектория имеет свой цвет. Детям говорю так: «Побежали глазками по синей дорожке, теперь в обратном направлении, сейчас побежим по зелёной, теперь перебегаем на красную, бежим назад и т.д.
Другим аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников – недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке.
От урока зависит - будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромная роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:
- Здравствуйте, мои дорогие. Я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…
- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Приступим к делу.
- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас всё в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
- Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, всё пройдёт. Наберите побольше воздуха, выдохните всё вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Всё будет хорошо!
Конечно, кроме психологического словесного настроя, я ещё много чего учитываю:
какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры;
первый в понедельник или в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить.
Как правило, некоторые послабления и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.
Широко использую на уроке игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними; театрализацию, что является прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
«Сиди и не вертись!» - кому не знакома эта фраза? Между тем 40 лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движение обеспечивает лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом.
Этот пример подтверждает исключительную значимость физкультминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительное внимание, работоспособность, не допускают утомления и усталости.
В моей картотеке их более двухсот, все они систематизированы:
* Оздоровительно – гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами или послушать тишину.
* Танцевальные.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов.
* Физкультурно – спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённых групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
* Подражательные.
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т.д,. работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчёл. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
* Двигательно – речевые.
Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
* Оживлялки.
Представляют собой простые, интегративные, дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергический потенциал человека,
снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняют
ся не более 1 мин. во время урока.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
* упражнения по формированию осанки
* укреплению зрения
* укрепления мышц рук
* отдых позвоночника
* упражнения для ног
* релаксационные упражнения для мимики лица
* потягивание
* массаж области груди, лица, рук, ног
* психогимнастика
* упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» я предлагаю во время физкультминутки следующее задание: « Я буду называть однокоренные слова к слову «дом», если я права, вы делаете наклон вперёд, если не права – наклон назад. Это позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Сейчас нужно стараться не отставать от времени и быть современным педагогом. Дети начальных классов не очень любят выполнять зарядку, вот и стараюсь привить у них интерес современными физкультминутками:
Дыр – дыр пулемёт
Выше крыши самолёт.
Бах! – артиллерия,
Скачет кавалерия.
Ура!!!
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Поэтому я стараюсь активно использовать компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны:
- презентация
- работа на интерактивной доске
- тесты
- мультимедийные программы
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменить темп и формы изучения материала – всё это делает компьютер незаменимым помощником учите
ля в деле снижения утомляемости учащихся. Задача учителя - сохранить все преимущест
ва использования компьютерной техники, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует введение валеологической паузы.
Часто применяю в своей практике игровые технологии. Широко использую нестандартные уроки:
* Уроки – игры
* Уроки – соревнования
* Уроки – конкурсы
* Уроки – экскурсии.
В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами соревнования благотворно влияют на здоровье, помогают вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по- разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно –воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я чётко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Я стараюсь выработать у каждого ученика устойчивую привычку- потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в своей повседневной жизни.
Позиция «когда я здоров – это моё личное дело, а когда заболею, лечите меня доктора» - губительна. И я как педагог в ответе за здоровье наших детей.
Хочется закончить своё выступление словами:
«Самое прекрасное - есть жизнь и всё красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья. Великое счастье – быть здоровым».
П.К.Иванов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!